ДТП совершено: кто и что должен делать?
Каким бы опытом не обладали водители, практика показывает, что при попадании в ДТП 90 процентов их начинают теряться, волноваться, совершать лишние действия вместо того чтобы действовать сконцентрировано. Далеко не всегда в дорожно-транспортных происшествиях виноваты водители. Очень часто ДТП находятся на совести нерадивых пешеходов. Сюда можно ещё добавить и погоду — она не всегда благоприятствует дорожному движению. Ямы, выбоины (особенно заполненные водой) плюс недостаточная видимость в темноте или же при тумане — тоже часто встречающиеся явления.
Все случаи ДТП имеют индивидуальность, их нельзя рассматривать по какому-то конкретному шаблону, устанавливать по нему правых и виноватых. Но обе стороны всегда действуют так, чтобы компенсировать нанесённый машине ущерб. Здесь не обойтись без полиса КАСКО или же ОСАГО. Но страховая компания возместит ущерб только тогда, когда у неё не возникнет вопросов по правильному оформлению всех требуемых документов. По ним должна быть видна вся суть произошедшего инцидента.
Рекомендации автомобильных юристов при попадании в ДТП
Автошкола — это не то место, где обучение правилам поведения в ДТП всегда заложено в программе. Если взять ПДД, тот там тоже нет конкретного ответа, как себя надо вести водителю. Выход — общение с опытными водителями, которые как минимум несколько раз попадали в происшествия и могут подсказать манеру поведения, какие-то обязательные и необязательные вещи. Юристы тоже могут помочь, особенно если сами являются водителями. Статистика говорит, что почти треть машин на российских дорогах попадала в аварию. Похожих ситуаций нет. Но есть некоторые правила, и выполнять их нужно при любом ДТП:
— вынужденно остановиться. Как только произошла авария, экстренная остановка — это первое, что необходимо выполнить. При этом неважно, где именно на дороге оказалась машина. Её может вынести на встречку, но даже в этой ситуации передвигать её строго запрещается. Чтобы она не скатилась куда-нибудь, её лучше на ручник поставить;
— включить ааврийку. Если, конечно, такая возможность имеется, так как нередко в аварии попадают автомобили с неработающей аварийкой. Аккумулятор надо достать, иначе может произойти возгорание вашего авто;
— знак, обозначающий аварийную установку, не нужно забывать выставлять. Особенно это важно, если на дороге плохая видимость и имеются спуски, склоны. Его можно не доставать, если дорога без проблем просматривается. В городе стоять знак должен в пятнадцати метрах от машины, за его территорией — не менее тридцати метров. Бывает и такое, когда у водителя в загашнике такой знак не лежит. В этой ситуации нужно что-то придумать, что обращало бы на себя внимание. Можно веток на деревьях нарвать и связать их чем-нибудь ярким — тряпкой, лентой или чем-то ещё. Подойдут ящики, вёдра. Одним словом сгодится то, что сможет обратить на себя внимание другого транспорта. Кажется, что мелочь, но на самом деле это весьма эффективный метод предотвращения возможных ДТП.
Если у водителя стресс, то он может и забыть об аварийном знаке или его заменителе, включении аварийки. То есть трезвая оценка произошедшего может быть исключена. Первые помощники — родственники или друзья, их надо вызвать как можно скорее для более адекватной оценки случившегося. Не стоит забывать о корректности обеих сторон. Если обойтись без ругани, наездов и рукоприкладства, то быстро можно установить правых виноваты, определить степень вины той и другой стороны.
Теперь же развитие ситуации зависит от конкретных факторов.
Пострадавшие отсутствуют
Это самое лучшее для всех сторон, что только может произойти в ДТП. Люди понесли потери здоровья (минимальные или максимальные — это уже другой вопрос, но важно, что все остались живы). Если бы были пострадавшие, то нарушителю бы не поздоровилось, а так отделается только административным наказанием. Выясняется количество транспортных средств, принявших участие в дорожно-транспортном происшествии, насколько сильны повреждения у автомобилей. Если ущерб не тянет на пятьдесят тысяч рублей, то можно отделаться оформлением Европротокола без вызова ГИБДД. Но виновной стороне надо знать, что в случае выявления скрытых повреждений и превышения стоимости ремонтно-восстановительных работ оставшуюся денежную сумму придётся платить ему самому.
Европротокол составляется тогда, когда в ДТП не участвовало три и более транспортных средства. Два — максимум! А также:
— если сумма ущерба составляет не более 50-ти тысяч рублей;
— нет пострадавших, личное имущество не повредилось (пассажиры, в том числе, остались целы);
— два водителя имеют ОСАГО.
Кстати, по ОСАГО: при составлении Европротокола именно он должен быть, а не КАСКО. Если у одного водителя — ОСАГО, у другого — КАСКО, ни о каком Европротоколе не может идти и речи. Без представителей ГИБДД не обойтись.
Встречаются ситуации, когда ни одна, ни другая сторона не горит желанием что-либо оформлять вообще. Водители пытаются договориться без документов лишних свидетелей. Но это дело весьма рисковое. Мало того, что затем могут последовать страхового рода проблемы, так ещё и виновник ДТП может подставить. Не факт, что он, отдав пострадавшему деньги и сопроводив того прощальным взглядом, не вызовет ГИБДД и не расскажет о случившемся со своей колокольни.
Взяли деньги и не хотите использовать страховку — предложите виновнику сделать расписку! Составьте её там, где случилось ДТП, и убедитесь, что в ней указано, что вы ничего друг против друга не имеете. Эта бумага тоже может быть оспорена в судебном заседании грамотным юристом, но пусть уж лучше она будет, чем совсем ничего.
Бывает, что повреждённые автомобили вынуждены сразу же после ДТП ещё проехать. Обычно это случается, если авария случилась за городской чертой и дежурному патрулю проблематично тотчас прибыть на место. Естественно, без ведома сотрудников ГИБДД ни о каком перемещении на повреждённом транспорте не может идти и речи. Звонок на 102 обязателен, как и обязательным является следование инструкциям, прозвучавшим по телефону. Если авария незначительная, то госавтоинспекторы по телефонной связи говорят о возможном самостоятельном составлении схемы происшествия и поездки к ближайшему посту. Там уже составят протокол.
Без пострадавших не обошлось
Первое — вызывается скорая помощь или пострадавшие доставляются в медучреждение на любом другом транспорте. В любом случае медики извещаются о факте ДТП, и их либо ждут, либо медработники говорят, какое их учреждение находится ближе всего к месту аварии. Виновник, активно помогающий пострадавшим, может надеяться на то, что ему эта помощь зачтётся. Он может уехать с места ДТП, но только для того чтобы завезти потерпевшего в больницу или поликлинику. Но потом он должен обязательно вернуться обратно. В противном случае ему будет обеспечено сокрытие с места происшествия. А это — внушительный штраф по двенадцатой статье административного кодекса.
Автомобиль виновного в аварии может быть неисправен. Тогда допускается транспортировка потерпевшего на попутном транспорте. Пострадавший водитель перед отбытием с ДТП должен произвести его фиксацию — нарисовать схему, пофотографировать машины. Данные видевших аварию людей тоже можно взять. Нередко бывает, когда просят свидетелей не уезжать, а подождать ДПСников для дачи показаний.
Если в ДТП кто-то погиб, то виновник может быть наказан по уголовному кодексу. Но до оглашения судебного вердикта вина должна быть на двести процентов доказана, потому что виновными могут оказаться обе стороны, а не одна из них.
Если причина ДТП — наезд на пешехода
Авария — это не только когда два автомобиля сталкиваются друг с другом. Водитель отвечает не только за себя во время движения, но и за тех, кто с ним в салоне едет, за тех, кто за пределами машины находится возле неё. И даже за тех, кто переходит дорогу в положенном месте. Если в неположенном — то и сам пешеход будет наказан.
Понятно, что едущая машина представляет собой для окружающих повышенную опасность. Если водитель не превышал скорость, ничего не нарушал, а на пути авто появился человек, то задача водителя — предпринять все меры во избежание столкновения. Но может быть и так, что обойтись без наезда не позволяет тормозной путь (он слишком короткий) или скорость. В этой ситуации, скорее всего, наезда избежать не удастся. И этот факт будет учтён в пользу водителя, но только если он никаких других нарушений в это же время не совершал.
Когда ДТП — подстава
Дорожно-транспортное происшествие может быть не естественным, а искусственным. Иными словами — подставным. Часто в уловки опытных дорожных мошенников попадаются те, кто недавно сел за руль и не имеет водительского опыта. Главная цель организаторов подставы — получение денег. Иногда они их требуют очень настойчиво. Есть немало схем обмана. Ситуации обычно обыгрываются в местах, где людей вообще нет или их очень мало – свидетели мошенникам совсем не нужны. Часто злоумышленникам свойственна неестественная эмоциональность, которой они воздействуют на неопытного водителя, запугивают его.
И как же быть? Главное — никаких конфликтов! Замечательно, если у вас работает видеорегистратор или же нашлись люди, всё видевшие. Паника и подписание каких-либо бумаг вообще должны быть исключены! Затем обязательно вызовите представителей ГИБДД, чтобы те прояснили ситуацию. Обычно мошенники сразу же пытаются уехать — им совсем ни к чему встреча с правоохранительными органами. Но если же они остались, то требуйте автотехническую экспертизу автомобиля, который вроде как пострадал. Очень часто злоумышленниками в таких ситуациях предпринимаются попытки доказать, что в ДТП их авто едва ли в гармошку не смяли. Эксперт же докажет, что если машина и имеет какие-то повреждения, то к аварии они никак не относятся.
ДТП случилось. Что теперь?
Выше отмечалось, что каждая ситуация индивидуальна. Но есть одна общая инструкция:
— останавливаемся и включаем аварийку, не забыв об установке аварийного знака или его подручных заменителей;
— даём знать о случившемся в ГИБДД;
— если требуется — вызваниваем скорую помощь или самостоятельно транспортируем пострадавших к медикам;
— дожидаясь патруля, на телефон, фотоаппарат или другое средство снимаем-фиксируем всё, что можно на месте ДТП: авто второй стороны, свою машину, ямы, колдобины на дороге. Собираем данные свидетелей, если таковые имеются;
— ставим в известность свою страховую компанию. Пусть бы и аварийный комиссар подъехал бы — лишним он точно не будет, так как поможет в составлении бумаг для получения страховки. Но ему за эту работу водитель должен будет заплатить;
— взять контакты у второй стороны. Уговорить его на совместное заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Бумагу затем надо отдать страховщикам;
— заполнить графы протокола о ДТП вместе с представителями ГИБДД (но справку вы получите только при посещении их самих по месту жительства). Если виновника установить мирно не удаётся, то постановление о ДТП сделают только после того, как документы рассмотрит так называемая группа разбора. Документ о правонарушении на месте получает виновник, пострадавший — копию, и то если сам этого хочет;
— когда справка, извещение и протокол есть, надо с ними ознакомить компанию-страховщика (не позднее пятнадцати дней). Затем назначается экспертиза машины — и виновника, и пострадавшего. Нет споров — страховая берёт документы и осуществляет выплату в сроки, положенные по Закону.
Справку о ДТП ни в коем случае нельзя терять, так как она — главное доказательство аварии. В ней — все обстоятельства происшествия. Кстати, юристы рекомендуют:
— активно участвуйте в оформлении протокольных данных. Есть замечания, предложения, требования — говорите, чтобы всех их внесли в документ. Там есть специальная графа, в ней можно писать заметки с собственным мнением о произошедшем, если водитель не согласен с тем, что написано в основной части протокола. Не поместился текст — пишите на отдельном листке;
— если ни у кого нет вопросов и нарушитель со всем согласен, го инспекторы на месте составляют справку и постановление. В других ситуациях дело передаётся в Госинспекцию на рассмотрение группе разбора. Она за три дня выносит решение. Водители могут пригласить юриста (естественно, платно) для защиты интересов. Если вы недовольны решением ГИБДД, у вас есть десять дней на обжалование. Пересмотром тоже недовольны — идите в суд;
— при заполнении протокола важно, чтобы там не пустовали графы. Можете сами их зачеркнуть. Это не позволит внести инспекторам какие-то другие данные, не согласованные с участниками ДТП. Подпись водителя в протоколе означает лишь то, что он прочитал то, что в нём написали. Но это — не согласие водителя с тем, что там написано!
Затем с собранными документами дорога к страховщикам. Правила по ОСАГО говорят, что сейчас компенсация означает прямое возмещение понесённых убытков. За пять дней автомобиль изучается экспретом-страховщиком, затем он называет сумму, эквивалентную стоимости ремонта.
Бывает, что страховщики не хотят платить. Или вовсе не хотят, или просят дополнительные документы, о которых раньше не говорили. Тогда клиенту надо обзавестись официальным отказом. С ним решение страховщика можно оспорить в судебной инстанции. Требование дополнительной компенсации (половину от положенной к возмещению суммы) тоже будет правильным за то, что страховщик задерживает выплату.
Каковы действия потерпевшего, если виновный предпочёл покинуть место ДТП?
Сразу же надо вызвать ГИБДД. Они зафиксируют дорожно-транспортное происшествие. На ОСАГО в такой ситуации рассчитывать не придётся — виновник-то сбежал! Его автомобиль объявят в розыск. Если водителя удастся отыскать, то сумма ущерба может быть истребована потерпевшей стороной исключительно в судебном порядке.
Нередки ситуации задевания машины непосредственно на парковочной территории. Очень тяжело в данном случае увидеть того, кто посмел это сделать с вашим автомобилем и затем скрылся. Не обойтись тут без очевидцев, поэтому надо заняться их поиском. Также небесполезно будет осмотреться на предмет возможных видеокамер наблюдения. Но сначала надо вызвать ГИБДД.
Стоит помнить о главном: независимой экспертизе повреждений вашего транспортного средства. То, что напишет эксперт, будет служить основным доказательством вашей правоты во время суда. Если машина будет находиться в ремонте, не выбрасывайте чеки — в суде они тоже сыграют свою роль. Пострадавший имеет возможность потребовать с помощью судебной инстанции и ряд других выплат-издержек.
Если вы — виновник ДТП
Если дорожно-транспортное происшествие — ваш косяк, ни в коем случае не покидайте его! Вы можете это сделать лишь тогда, когда без вашей помощи в доставке пострадавших в медучреждение никак не обойтись. Потом — обязательно возвращайтесь. От ДПС не забудьте получить все необходимые бумаги на руки. Вину сразу признавать не надо, потому что авария могла быть спровоцирована рядом других факторов — большими ямами, отсутствием знаков и так далее. Если вы признались в вине, то полностью лишились права на возмещение по полису ОСАГО. Посему не вздумайте торопиться с решением, пусть компетентные люди всё как следует изучат и решат. Кстати, по данному полису наибольшее возмещение составляет четыреста тысяч рублей. Ущерб может и превысить эту сумму, тогда у пострадавшего есть все основания стребовать её с виновника ДТП посредством суда.
Когда произошло ДТП, то очень важно правильно сделать его схему и заснять на фото максимальное количество улик. Не важно, был ли составлен протокол или нет — десять дней даётся на его обжалование. Обвиняемый может обратиться за помощью адвоката. Также к его услугам независимые эксперты. Экспертиза может установить обоюдную вину сторон-участников ДТП. Бывает, что в происшествии виновна плохая дорога. Тогда можно посудиться с предприятием, отвечающим за её обслуживание. Есть документы, в которых прописаны максимально допустимые размеры ям, колдобин и других дорожных дефектов. В случае превышения их размера предприятие будет отвечать перед судом. Тот, кого преждевременно обвинили в аварии, получит возмещение ущерба, если его машина застрахована по КАСКО. Он собирает все документы для страховщика и предоставляет машину для автотехнического её изучения.
Что нельзя делать ни в коем случае, если произошло ДТП?
Одинаковых людей нет. Водителей — тоже. У каждого может быть вызвана разная реакция на ДТП. Но есть негласные правила, соблюдение которых является обязательным для всех участников:
— ремонтировать машину перед экспертизой;
— выпивать спиртное сразу же после ДТП, по крайней мере, до составления протокола;
— признаваться в собственной вине путём написания различных расписок;
— давать отказ на медицинское освидетельствование;
— что-либо утверждать относительно возможного виновника ДТП сразу же, когда ещё стресс не прошёл. В таком случае адекватная оценка ситуации попросту невозможна, посему можно не давать никаких показаний;
— проявлять агрессию к тем, кто рядом;
— давать деньги инспектору ГИБДД;
— ставить подпись на незаполненных документах.
Если ДТП крупное, то машина должна по возможности оставаться там, где и была во время происшествия. Пусть она и полностью перекрывает полосу движения — ничего страшного. Самый большой штраф за то, что водитель не убрал машину, составит тысячу рублей. В случае же её перемещения можно потерять множество важнейших улик, которые в денежном эквиваленте окажутся в итоге куда больше, чем этот штраф.