Форма № 154: справка, без которой не обойтись
Все документы, которые необходимы для получения страховых денег по ОСАГО, имеют важность. В том числе и справка о самом дорожно-транспортном происшествии. Чаще всего оформление данного документа выпадает на долю сотрудника ГИБДД, который первым оказался на месте аварии. Установка причин, по которым она случилась, — тоже его дело. Но иногда случается то, что инспекторы слишком много на себя берут в плане нарушения прав водителей, участвовавших в ДТП. Среди наиболее распространённых нарушений — нежелание должностного лица вовремя показать водителям такую справку. Чтобы подобного не произошло, владельцы автомобилей должны знать, что прописано в некоторых законных документах, в том числе и ведомственных приказах. Как оформляется данная справка — тоже надо понимать.
Каким образом и в какой срок должна предоставляться 154-я справка?
Можно посмотреть апрельский приказ МВД, изданный в 2011-м году. Он считается прародителем официального вида бланка. Именно этот вид и есть известная среди автомобилистов справка № 154. Полицейские, которые прибыли на ДТП, её оформляют. Как происходит оформление — смотрите подробнее информационное письмо российского ГИБДД под номером 45/68, которое можно найти в Интернете. Также стоит заглянуть и в административный МВД-шный регламент, который утвердили в приказе от 2 марта 2009-го года под номером 185. Эти два документа чётко говорят о том, что справка о ДТП должна быть выдана водителю сразу после того, как закончилось её заполнение.
Но это происходит не всегда, в том числе и на законных основаниях. Бывает такое, что инспектор должен срочно отбыть на другое дорожно-транспортное происшествие. Или срочно понадобилось эвакуировать какое-нибудь авто. А может — помочь потерпевшим людям. Если такие или другие экстренные ситуации имеют место быть, то справка может выдаваться и в течение 24 часов с того момента как случилось ДТП. Места выдачи — стандартные ДПС-ные посты или же обычные отделения Госинспекции.
Почему страховщикам надо показывать справку?
Этот документ очень важен. Неслучайно он находится в основной обойме бумаг, которые требуют от страхователя компании-страховщики. Без неё выплат по ОСАГО вообще никаких не будет. Однако имеются и исключения, при которых справка не нужна. Для этого надо, чтобы были соблюдены нижеперечисленные условия:
— если в происшествии участвуют только два авто. Каждый водитель машины (или владелец, если это не он был за рулём) имеют рабочий вариант полиса ОСАГО;
— если результат ДТП ограничивается лишь механическими проблемами для автомобилей, люди же здоровье ничуть не потеряли;
— если участники происшествия сразу определили, кто в нём виноват и как ДТП случилось.
Во всех других случаях представитель ГИБДД не имеет права по окончании заполнения справки не передавать её водителю, имеющему полис ОСАГО. Если он этого не пожелал сделать — напомните ему о существовании приказа Министерства внутренних дел с номером 154. Не слушайте инспекторов, когда они говорят, что справку оформить не представляется возможным — нет бланков и так далее. Это нарушение Закона! Жалоба на имя начальника отделения ГИБДД, в котором он работает, — весьма действенное средство. Или дать знать о таком факте в прокуратуру.
Как только все пункты справки заполнены и вычитаны водителем, внесены все требуемые правки, инспектор и водитель оставляют у себя по одному экземпляру.
Что должно быть написано в справке о происшествии?
Прежде чем ответить на этот вопрос, вернёмся на несколько лет назад, когда представители МВД хотели отменить справку. Основная причина такого желания, по их мнению, заключается в бумажной работе. Её и так у полицейских немало, а тут ещё и справку о ДТП надо составлять. Такое новшество, они считают, позволило бы оформлять ДТП попроще. Однако идее МВД воспротивились тогда многие страховые структуры. Они считают, что справка имеет очень важную в себе информацию, благодаря которой страховщик видит, как произошло ДТП, без мнения заинтересованных людей. Конечно, за такой информацией можно в МВД обратиться, но пока там внемлют и ответят, может пройти очень много времени.
Так что справка № 154 пока работает. Её по-прежнему оформляет представитель ГИБДД. Водитель же или владелец автомобиля этого делать не обязан. Однако он должен знать, какой она имеет вид и какие данные в ней должны иметь место. Такие знания могут помочь уйти от проблем, возникающих, как правило, когда эту справку неправильно или некорректно заполнили.
Основное, что надо знать и на что обращать внимание — оформление должно проходить только на спецбланке 154-ой формы. На этом бланке наличие штампа структурного отделения ГИБДД — обязательно! Сам бланк несложно найти во всемирной паутине.
Стоит обратить внимание на данные, без которых ни одна справка не может обойтись:
— дату, время, когда случилось происшествие. Сколько участников было, при каких обстоятельствах всё произошло — тоже учитывается в справке;
— точные данные, в каком именно месте произошло ДТП. Здесь инспектору помогает ГЛОНАСС;
— данные, имеющие отношение к участникам ДТП. Например, данные ОСАГО и удостоверения;
— визитка участвовавших в аварии машин — модель, госномер с маркой. Информацию эту обычно берут в свидетельстве о регистрации авто. Ещё она в ПТС есть;
— результаты медосвидетельствования (если, конечно, на него кого-то из водителей отправляли);
— данные о составе правонарушения (если таковой имеется);
— подробная опись всех повреждений, полученных машиной в ДТП.
И ещё: надо внимательно отнестись к данным инспектора ГИБДД, который обязан их указать. Его ФИО, звание, должность — это обязательно он должен прописать в документе.
Справка может быть сопровождена приложением. Оно появляется только при наличии пострадавших в дорожно-транспортном происшествии людей. В приложении инспектор указывает:
— информацию о тех, кто пострадал. Если же личность установить не получилось, надо об этом сделать специальную отметку;
— кто именно — пострадавшая сторона: пешеход, пассажир либо водитель;
— информацию о сообщении в скорую помощь. Также прописывается степень ущерба, нанесённого здоровью пострадавшего или пострадавших.