Главная -> Полезно знать -> Как при ДТП должен оформляться Европротокол

Как при ДТП должен оформляться Европротокол

Как при ДТП должен оформляться Европротокол

Любой человек может попасть в дорожно-транспортное происшествие. И если это произошло, то в большинстве случаев какая-то из сторон настаивает на вызове представителя ГИБДД. Но не все знают, что можно обойтись и без его участия. Особенно, если у той и другой стороны есть полис ОСАГО. Для этого надо по обоюдному согласию оформить Европротокол. Что же это такое? Самостоятельно оформленное участниками ДТП извещение о происшествии.

Что это такое?

Если простыми словами, то Европротокол — это возможность решить проблему без участия инспекторов ГИБДД. Он есть у страхователей, оформивших полис гражданской ответственности. Сам по себе Европротокол является бланком-извещением. Но чтобы с ним поработать, зарегистрировав происшествие без госинспекторов, надо выполнить ряд условий. В случае правильного заполнения бланка страховая компания должна пострадавшему выплатить сумму ущерба согласно лимиту полиса. Кстати, сам договор страхования обязан содержать требования, которые страхователь предъявляет к страховщику по оформлению данного протокола. Не обойтись без указаний сроков и суммы возмещения, а также порядка проведения выплаты.

Есть очень важный момент для заграничных автомобилей. Если такое авто попало в ДТП, то у его водителя обязательно должна быть Зелёная карта (это такой полис). Тогда будет заполняться извещение, которое выдала отечественная страховая компания. Зелёная карта в данной ситуации выступает своего рода гарантом выплаты страховки пострадавшему.

Водители, согласившиеся на оформление Европротокола, заполняют бланк, снимают на телефоны или другую технику повреждения машин. При желании после фотографирования можно уехать с места ДТП. Европротокол — отличное решение вопроса для тех, у кого нет времени на разбирательства с участием ГИБДД. Тот, кто виновен в происшествии, может забыть о выплате из собственного кармана: за всё расплатится страховая компания.

А теперь — об условиях, при которых возможно заполнение Европротокола. Вот некоторые из них:

— авария произошла с участием двух автомобилей;

— оба водителя застрахованы по полису ОСАГО. Сам полис тоже находится у них, они могут показать его друг другу;

— ущерб причинён на сумму, максимальный предел которой — 50 тысяч рублей (кроме Москвы и Питера, где максимальная сумма составляет 400 тысяч рублей);

— участники ДТП без споров и ругани установили виновника и пострадавшего, и разногласий в этом вопросе не имеют.

Что должен делать водитель во время работы с Европротоколом?

Заполнить извещение кажется просто лишь на первый взгляд. На самом деле эта процедура требует не только внимания и ответственности, но и грамотной, юридической подкованности в вопросе.

Первое дело — посмотреть, есть ли пострадавшие. Если нет — хорошо. В обратном случае следующим шагом станет вызов скорой помощи. А также ГИБДД. Требования Госинспекции предусматривают обязательное включение участниками происшествия аварийки и установку соответствующего ситуации знака. Если машины мешают проехать другим авто, то их можно сдвигать лишь после того, как будет проведена подробная фото- и видеосъёмка места ДТП и следов от аварии на автомобилях.

Работа с оформлением Европротокола имеет свои тонкости и хитрости. Далеко не все водители их знают, поэтому они часто попадают в ситуации, когда ими бланк заполнен неверно. Вот некоторые из важных моментов:

— не стремитесь сразу же заполнить бланк извещения. Дело в том, что если вдруг что-то будет написано неправильно или какую-то информацию понадобится добавить, исправить и дописать уже станет невозможно: Европротокол зачёркиваний и дописок категорически не признаёт! Лучше взять обычный листик и сделать на нём черновую запись, а потом всё, что в черновике написано, переписать аккуратно в бланк;

— для заполнения используйте простую ручку с синими чернилами. Не вздумайте брать гелевую ручку или карандаш — не пройдёт! Всё написанное должно отлично пройти через копирку;

— опросите свидетелей на предмет их контактов. Может получиться так, что любая, даже самая незначительная информация, может сыграть большую роль для вас;

— информации может быть много, и не всегда она помещается в бланке. Тогда берёте отдельный лист и используете его как приложение. Однако сначала в извещении укажите, что дополнения находятся на отдельном листе. На нём же должны присутствовать подписи двух участников ДТП;

— если имеются правки и они были внесены после того, как основная часть Европротокола оказалась уже заполненной, оба водителя должны их заверить собственными подписями;

— с оформлением Европротокола может помочь аварийный комиссар, если водители сами не справляются с этим делом.

Иногда водители выясняют отношения по поводу принадлежности заполненного бланка. Это вообще неважно. Важно то, чтобы заполнен был хоть чей-то экземпляр, и чтобы на нём стояли две подписи. Если вдруг ни один участник ДТП не имеет извещения, можно тормознуть любого водителя на дороге и одолжить у него. У всех страховщиков бланки-извещатели одинаковые.

На одном из сайтов Интернета говорится, что после заполнения водители могут ехать в свои страховые компании. Москва и Питер — большие города, в которых каждый день может случаться более тысячи ДТП, причём 80 процентов — мелкие, а значит, подпадающие под действие Европротокола. Нет никакого смысла водителям ожидать ГИБДД, чьи представители могут прибыть и через 2-4 часа. Да и городу будет помощь, потому что подсчитано: если перекрыть одну полосу на час, то городская казна Москвы потеряет в лучшем случае двадцать тысяч рублей.

По поводу внимания во время заполнения Европротокола: оно действительно необходимо! Дело в том, что сейчас очень много водителей, которые не прочь бы обмануть страховщиков. Поэтому в страховых компаниях Европротоколы читают очень-очень внимательно, не давая проскочить ни одной, даже самой маленькой неточности.

О схеме дорожно-транспортного происшествия

Европротокол содержит интересный пункт под 17-м номером. Он посвящён схематичному рисунку ДТП. Есть схемы и в тринадцатом, четырнадцатом пунктах, но в семнадцатом надо ещё написать, в какое именно место машины пришёлся удар и какие от этого удара произошли поломки. Эти данные очень важны, они напрямую могут повлиять на сумму страховой выплаты. Поэтому 17-й, а также 13-й и 14-й пункты надо заполнять с предельным вниманием.

Не пытайтесь сразу в бланке рисовать схему аварии. Лучше сначала её набросать на черновике. В схеме вот что должно быть указано:

— как располагались автомобили перед самой аварией;

— имелись ли препятствия на дороге или нет (если да, то написать о них и чем именно они мешали);

— имеются ли на этом участке светофоры или разметка;

— мешали ли другие машины совершению манёвра, приведшего к ДТП;

— обязательно укажите, какую ширину имела дорога, сколько на ней полос в направлении вашего движения;

— в каком месте машины столкнулись впервые;

— как автомобили располагались после столкновения;

— если ДТП произошло в населённом пункте, то надо указать улицу, на которой случилась авария.

От волнения никуда не деться в таких ситуациях. И нередко оно подводит, появляясь в самые ответственные моменты. Как, например, во время заполнения Европротокола.

Суд знает множество ситуаций, когда водитель, признавший поначалу, что именно он является виновным в ДТП, потом понимает, что поторопился с признанием вины, и заявляет обратное. Здесь не обойтись без помощи юриста, связанного с автомобильным правом. С его помощью этот водитель может доказать в суде правоту, признав, что поначалу он ошибся с признанием вины из-за волнения. Нередко для подтверждения его слов проводится независимая экспертиза машины и того мечта, где произошло ДТП.

Правила заполнения Европротокола

От балды заполнение документа не пройдёт. Есть федеральный закон № 40, появившийся 23 апреля 2002 года. Он посвящён ОСАГО. Там указано, как надо правильно заполнять бланки, в том числе и для Европротокола. Бланк состоит из двух частей, обозначение транспорта идёт буквами А, В. Заполняется только один из бланков, лицевую его сторону заполняют виновник и потерпевший, а затем скрепляют написанное подписями. Лицевую сторону заполняют первой, и лишь потом работают с оборотной стороной документа.

Когда с лицевой частью разобрались, водители начинают оборотную сторону заполнять самостоятельно. Но каждая запись должна согласовываться друг с другом во избежание проблем в дальнейшем. А если остаются пустые графы, их надо перечеркнуть — мало ли кто-то что-то захочет в них дописать.

Водитель обязан иметь при себе документы на машину. Его данные должны находиться в страховом полисе. Если их там нет — забудьте про выплату страховки! В этой ситуации вы сможете попытаться получить деньги с помощью суда, но тогда и без ГИБДД не обойтись, так как госинспектор должен зафиксировать происшествие.

И ещё одна причина, по которой водитель может не дождаться выплаты страховки (причём как виновник ДТП, так и пострадавший): если в информации, внесённой в Европротокол, имеются противоречия. Скорее всего, страховая компания уцепится за этот факт и на вполне законном основании не даст никаких денег.

Даже не стоит браться за оформление Европротокола, если у водителей нет:

— своих паспортов;

— водительского удостоверения;

— паспортов автомобилей;

— страхового полиса ОСАГО;

— доверенности на вождение (если она существует вообще).

Повторимся, что все графы заполнять надо очень внимательно, так как никаких исправлений принято не будет. Приложение (если таковое имеется), обязательно заверяют обе стороны своими подписями! Протокол должен иметь свидетельские контакты. Графа Мои замечания должна содержать информацию о виновнике и потерпевшем. Здесь же допустимы дополнительные сведения, имеющие прямое отношение к происшествию. Сюда же заносится и информация о свидетелях.

Фото- и видеосъёмка с ДТП

Если не нужна скорая помощь, то надо побыстрее собрать всевозможные доказательства, зафиксировать улики. Доказательная база может состоять из фото- и видеоснимков. Но фотографии делаются чаще. Причём их надо сделать побольше до того момента, как начнётся передвижение машин (если они мешают движению другого транспорта). Страховщики очень внимательно изучают фотографии, потому то они могут повлиять на сумму ущерба. Соответственно, и на сумму выплаты.

Фотографируя место ДТП, надо уяснить главное — то, что должно обязательно быть на снимках:

— в каком положении находились машины сразу же после встречи друг с другом;

— номера автомобилей;

— обстановка на дороге (светофоры, разметка, различные знаки и так далее);

— место, куда пришёлся удар (вмятины, царапины, возможные сколы);

— следы от аварии (разлетевшийся пластик, стеклянные осколки, путь после торможения).

Как уехать с места ДТП и остаться безнаказанным?

Всем известно, что водитель, скрывшийся по неуважительным причинам с места аварии, будет оштрафован при поимке. А может и в тюрьму сесть — на полтора года или на пятнадцать суток. Чтобы такого не произошло, надо всё же проинформировать ГИБДД об аварии, даже если и договорились иметь дело с Европротоколом.

Чтобы не было наказаний, надо сначала собрать все доказательства с помощью фотографирования и зарисовать схему происшествия. Если надо машины убрать с трассы, то схему рисуют немедленно. А уже потом заполняют остальные графы документа. И никуда не отлучаются с места ДТП, пока не заполнят Европротокол полностью. Самокопирующиеся части извещений лучше дать друг другу, позже их надо отвести страховщикам.

Но что делать, когда повреждённое транспортное средство остановили представители ГИБДД? Если водитель ещё не передал бланк страховщикам, то надо показать его тому, кто остановил. Он его не заберёт у водителя — на это нет прав у сотрудника ГИБДД. Копия извещения должна быть у водителя всегда с собой, когда он выслал в страховую компанию документы, но ремонт машины ещё не начинался. По возможности эту копию должен заверить представитель страховой компании.

Страховщики часто не хотят платить положенные деньги, используя для отказа необъективные отговорки. Чтобы решить вопрос, нужно действовать по одному из двух вариантов: составить на страховщика досудебную претензию или же непосредственно обратиться в суд. И в той, и в другой ситуации надо обязательно иметь доказательства с ДТП и обеспечить себе помощь со стороны юриста, который очень хорошо знает автомобильное право.

ГИБДД и Европротокол: когда всё же нужны сотрудники Госинспекции?

В большинстве случаев при оформлении Европротокола водители обходятся без них. Но есть варианты, когда без ГИБДД не обойтись. Вот эти моменты:

— авария произошла с участием трёх и большего количества автомобилей;

— имеются пострадавшие;

— водители не пришли к единому мнению в определении виновного и потерпевшего;

— один из водителей проявляет агрессию;

— дорожное или личное имущество владельцев машин пострадало;

— ущерб, который оценили сами водители, получился больше максимального, установленного по полису ОСАГО;

— виновник грубо нарушил правила дорожного движения (у него нет с собой полиса, он пьян, под кайфом и так далее);

— один из участников кажется подозрительным и ему не хочется доверять (поддельный полис и фальшивые документы, к сожалению, не редкость в наше время).

После того, как протокол составили представители ГИБДД, к оформлению Европротокола даже не подступайтесь — нельзя!

Тонкости максимальных сумм выплат

Выше назывались наибольшие суммы выплат страховок. Но здесь расскажем о них немного подробнее. В 2018 году по Европротоколу пострадавший может получить следующие выплаты:

— до четырёхсот тысяч рублей — если он проживает не только в одной из двух российских столиц, Москве или Питере, но и в Московской либо Ленинградской областях. Деньги он получит, если предоставит высококачественные фотоснимки и такую же качественную видеосъёмку. Автомобиль должен иметь навигационное средство, которое работает в тесной связке со спутниковой системой ГЛОНАСС (подойдёт и GPS);

— до пятидесяти тысяч рублей — все остальные россияне.

А вот и интересный момент: если машина, зарегистрированная где угодно, кроме Ленинградской и Московской областей, попадает в ДТП на территории именно этих регионов, то её владелец тоже может получить 400 тысяч рублей. Если, конечно, будут выполнены все необходимые условия.

На передачу бланков страховщикам у водителей есть пять дней с даты ДТП. Пострадавшие подают не только бланк, но и претензию на получение компенсации для ремонтно-восстановительных работ своей машины.

Каждый водитель подаёт документы представителям своей страховой компании. От неё он получает возмещение. Страховая компания потерпевшего затем посредством регрессионной процедуры истребует потраченные деньги у страховщика виновного водителя.

Водитель доставляет все необходимые документы в страховую компанию сам или с помощью заказного письма. Также он даёт возможность страховщикам и экспертам осмотреть машину. В течение пятнадцати дней сам водитель не имеет права начинать ремонт машины — просто не получит тогда никаких денег от страховой компании.

Страховщики обычно рассматривают каждое конкретное дело в среднем за двадцать дней (рабочих), а потом заявителю отсылают ответ. Если получен письменный отказ, можно судиться со страховщиком, чтобы дело пересмотрели и возмещение всё-таки выплатили.

Автомобили не контактировали. Европротоколу — да или нет?

Бывают аварии, когда есть повреждения у машин, полученные не от автомобиля виновника ДТП. Например, автомобиль совершает обгон и выезжает на встречную полосу. А там — встречная машина, которая не успевает увернуться и, свернув, опрокидывается или во что-нибудь врезается. В столб, дерево, ограждение или что-то ещё — неважно. Бесспорно, тот, кто выехал на встречку, виноват, но и второй водитель небезгрешен — не совершил манёвр для безопасности и не успел уйти от столкновения. Это и есть пример бесконтактного дорожно-транспортного происшествия.

Такие происшествия не похожи зачастую одно на другое. Поэтому каждое из них рассматривается индивидуально. Однако есть одно но: Европротокол в таких ситуациях не составляется. Водителю-потерпевшему всё равно надо вызывать ГИБДД, чтобы они составили схему происшествия и протокол.

Аварком: кто это и зачем он нужен?

Так сокращённо называют аварийного комиссара. Многие водители при попадании в ДТП не могут чётко сформулировать то, что произошло, оперируя статьями законодательства. Стресс, волнение, повышенная эмоциональность этому всячески препятствуют, не дают грамотно рассказать обо всех деталях случившегося. Слабая компетентность водителей на руку страховым компаниям, которые могут отказать в выплате компенсации.

Именно такие непростые ситуации помогает уладить аварийный комиссар. Страховщикам самим выгодно, чтобы к разбору привлекался аварийный комиссар. С помощью аваркомов они и сами нередко защищаются. Назначение такого комиссара — тоже их забота. Им, кстати, может быть как физлицо, так и юрлицо. Страховой полис обычно содержит данные об аварийном комиссаре.

Но что же всё-таки даёт использование аваркомов владельцам машин? Какова от них польза потерпевшим водителям?

Инструкция говорит, что обязанность аварийного комиссара заключается, в том числе, в выяснении характера причины, по которой произошло ДТП. Он также занимается изучением степени повреждения автомобиля. Определение суммы ущерба тоже он делает, тогда как инспекторам ГИБДД такую оценку проводить не положено. Нередко отсутствие данных об ущербе и служит выгодой для страховой компании, не желающей выплачивать страховку.

Аварком — это ещё и хороший психолог. Моральную поддержку он также оказывает. Особенно это важно, когда составляется схема происшествия. Безусловно, он и по законодательству проконсультирует, а если надо — поможет решить вопрос с эвакуацией автомобиля и оформлением необходимых бумаг.

Вся работа аваркома отражается в аварийном сертификате, где он подробно отчитывается о том, что сделал. Этот сертификат — едва ли не главный документ для суда, где решается вопрос, выплачивать страховку водителю или нет.

Водителю-потерпевшему тоже надо проявлять активность перед аваркомом. Например, не молчать, если водитель считает, что аварийный комиссар не обратил внимания на что-то мелкое, но очень важное. Не стоит стесняться задавать интересующие вопросы. Такие мелочи напрямую влияют на выплаты.

Может получиться, что комиссар не желает в свой отчёт что-то важное вписывать. Тогда водитель должен требовать от аваркома объяснить в письменной форме, почему тот так поступает.

Максимально точная, достоверная информация о самом ДТП и ущербе — это то, что должен получить от водителя аварком. Сам же комиссар должен демонстрировать объективность, беспристрастность и отсутствие желания занять чью-либо позицию.