Обжалование штрафных санкций от ГИБДД
Далеко не всегда штрафы сотрудниками ГИБДД выписываются на сто процентов обоснованно. Естественно, что это не нравится владельцам автомобилей. Но не все из них желают его обжаловать. Хотя право на это имеют. А те, кто не согласен со штрафом, но хочет его опротестовать, порой не знают, как это можно сделать. Между тем в обжаловании нет ничего сверхъестественного и сложного. Важно знать саму процедуру. Иначе может получиться, что водитель будет наказан за то, чего не совершал. И такие случаи — не редкость.
Жаловаться можно. И нужно, если водитель чувствует, что инспектор ошибся. Но прежде чем подавать жалобу, надо быть на сто процентов уверенным в правоте собственных действий. Естественно, требуются доказательства неправоты инспектора. Желательно иметь свидетелей. Их показания очень важны. Ими могут быть пассажиры автомобиля, участвовавшего в ДТП, которые видели, как полицейский нарушает регламент в составлении документов. Помогает и видеорегистратор. Запись с него должна содержать время съёмок и дату. Форма жалобы должна напоминать иск, так как законодательство не знает, что это за обращение. На стороне жалобщика Гражданское процессуальное законодательство.
На что именно жаловаться?
Обычно жалуются на инспекторов в трёх случаях, которые являются самыми распространёнными среди допускаемых ими нарушений:
— он нарушает права и свободы водителя либо создаёт какие-то препятствия для их свершения;
— незаконно привлекает к каким-то мерам ответственности;
— незаконно возлагает определённые обязанности.
Кстати, нормы законодательства гласят, что обжаловать решения госинспектора можно в течение десяти дней. Если суд установит истину и признает жалобщика невиновным, то постановление о привлечении к ответственности будет отменено, водителя от неё освободят.
Жалоба на имя руководства ГИБДД
Вы не согласны с действиями инспектора. Но что делать дальше? Вариантов немного — два:
— в расположенный ближе всего отделению Госинспекции суд;
— непосредственно в ГИБДД на имя его руководителя.
Первый вариант рассмотрим чуть позже. Что касается второго варианта, то за десять отведённых дней надо поработать над правильным оформлением жалобы и направить её в адрес начальника того инспектора, который попортил вам нервы. Но бывает так, что вы по какой-то причине не укладываетесь в десятидневный срок. Однако надо будет эту причину как-то обосновать — справкой (если болели), например, или другим документом. Жалоба должна содержать причины, которые кажутся вам по меньшей мере спорными для наложения штрафа инспектором. Естественно, слова должны быть подкреплены весомыми доказательствами.
Не несите жалобу начальнику обидевшего вас инспектора. Её вы должны отдать непосредственно обидчику. А он сам в течение трёх дней должен передать её своему непосредственному руководству вместе с вашими доказательствами. Но если добропорядочность инспектора вызывает у вас сомнения, то вы сами можете сходить к его руководству. Например, во время, когда он проводит личные приёмы населения. Не получается подойти в это время — вышлите письмо ему. Оно должно быть заказным и обязательно с уведомлением.
Как только документы оказались у представителя вышестоящей инстанции, у него есть десять дней, чтобы определиться с решением по жалобе.
Обжалование в суде
Неправомерные действия представителя ГИБДД можно оспорить в судебной инстанции. Кстати, именно в суд направляется жалоба (не в ГИБДД!), если штраф был наложен самим судьёй. К примеру, за то, что вы (по мнению судьи) были пьяны за рулём, отказались ехать на медосвидетельствование, или за другие проступки.
Подавать жалобу надо в течение десяти дней после того, как вы получили копию постановления. Если срок пропустили по вышеназванным уважительным причинам — ходатайствуйте о том, чтобы его восстановили. Или в резолюции жалобы пропишите ещё один пункт. Но не болезнь обычно является самой распространённой причиной в пропуске срока. Очень часто задерживают выдачу копии административного постановления.
Возникает вопрос: как именно надо подавать жалобу. Обычно пользуются одним из двух вариантов:
— лично обращаются в судебную инстанцию и передают документ в канцелярии;
— отправляют заказное письмо с документом.
Стоит отметить, что вариант с заказным письмом зачастую является более предпочтительным. Кто знает, будут ли с ней работать в канцелярии или нет. Выдуманный предлог — инструмент, которым они нередко пользуются, не желая разбираться с жалобами. А если выбирается отправка заказным письмом, то шансы на рассмотрение жалобы увеличиваются. Само письмо идёт два-три дня.
Загляните в административный кодекс, в пункт 1.1 статьи 30.5. Там указан срок, который даётся судье на рассмотрение жалобы, — два месяца. Но если на водителя машины наложили административный арест и штраф одновременно, то судье отводятся на рассмотрение жалобы всего лишь сутки.
Не забудьте, что правонарушение административного характера — это не уголовка. Судья должен пересмотреть дело полностью. То есть можно снабжать его новыми свидетельскими показаниями, новыми документами. А пошлину платить не надо.
Какими могут быть результаты обжалования?
Здесь включается административная статья 30.7. Она подсказывает три возможных решения. Могут отменить:
—постановление и штраф;
— штраф, а дело отправить на пересмотр.
Эти два варианта лучше третьего. А он таков: отклонят вашу жалобу, и штраф будете платить.
Отмена штрафа: когда это возможно
Чтобы отменить штрафные санкции, судья или должностное лицо в ГИБДД (в зависимости от того, куда вы жаловались) должны иметь хотя бы одно из оснований:
— вам удалось доказать, что правонарушение — малозначительное, и максимум тянет на предупреждение;
— штраф наложили, а сам факт нарушения отсутствовал;
— ваши действия — это не нарушение, так как вы чётко соблюдали правила дорожного движения;
— без правонарушения невозможно было обойтись. Это была вынужденная, крайняя мера, иначе последствия ДТП были бы более плачевными;
— прошла исковая давность по правонарушениям в соответствии с КоАП;
— вас уже наказывали по этому нарушению или освобождали от ответственности.